Доромарин - здоровое поколение, счастливая семья!

Развитие речи у ребенка: признаки, этапы, методы, возможные отклонения

Содержание: [Показать]

Речь – важнейший способ коммуникации в человеческом обществе. Развивать умение выражать свои мысли, желания и чувства словами необходимо с раннего детства. Причем входит в это не только собственно звукоподражание и знание слов, но и установление связи между словами и интонацией, предложениями и действиями, потребностями и необходимостью.

 

Развивать речь начинают намного раньше, чем ребенок сумеет сказать хотя бы слово.

Особенности формирования речи у ребенка

Коммуникация с окружающими включает не только слова, но и интонацию, жесты, контакт взглядов, прикосновение, мимику. Ответная улыбка – едва ли не самый надежный признак того, что малыш хочет общаться с окружающим миром и изучать его.

Напротив, если ребенок за 3 месяца не научился улыбаться, не проявляет интереса к речи взрослого, нужно обращаться к врачу. Это крайне неприятный признак.

Развитие весьма индивидуально и границы его установлены мягко. Тем не менее, есть ряд условий и признаков, при которых можно считать развитие речи нормальным.

  1. Отсутствие неврологических и тяжелых физических заболеваний – залог нормального развития речи. Больной ребенок слишком страдает, чтобы развивать свои когнитивные способности.
  2. Активное общение – обязательное условие. Только во время общения возникает надобность в коммуникации, в выражении своих желаний. Если разговаривать не с кем, речь не будет развиваться.
  3. Вслушивание в слова – взрослые, конечно, не помнят, как сложно отделять одни звуки от других. В первый год практически безмолвного общения с миром, ребенок делает именно это – определяет границы слов, отделяет одно от другого и связывает с предметами.
  4. Повторение слов – охотное, с немедленным использованием во время игры. Выступает прекрасным признаком правильного развития. Напротив, если малыш не желает повторять слова, сжимает зубы, это плохой симптом.
  5. Правильное повторение слов – признак нормы. Поэтому врачи-логопеды рекомендуют родителям не засорять память младенца неправильными сокращениями и исковерканными словами.

Если малыш проговаривает свои желания, о развитии речи можно уже не беспокоиться. Нужно следить за формированием хорошего словарного запаса.

В общем, считается, что девочки произносят первые слова раньше и раньше используют «взрослые» слова, чем мальчики. Последние, напротив, быстрее осваивают фразовую речь.

Что влияет на развитие речи?

Этот процесс сложен, длителен и зависит от множества факторов.

  1. Слуховое внимание – если малыш чересчур быстро научается выделять слова, падает его слуховая чувствительность, то есть не развивается музыкальный слух. Поэтому родителям рекомендуют не только говорить, но и петь ребенку.
  2. Моторное – между развитием координации и речи есть прямая зависимость. Малоподвижный ребенок обучается намного медленней.
  3. Эмоциональное развитие – отсутствие контакта со взрослыми, тем более эмоционального, крайне пагубно влияет на речевые навыки. Общество детей его не заменяет: ребенку нужен кто-то, кто обладает большим количеством знаний.
  4. Собственно, общение – чем меньше разговаривают с ребенком, тем хуже он развивается. Гаджеты, обеспечивающие звучание, ни в коей мере общения не заменяют. Это лишь средства отвлечения внимания.
  5. Интеллектуальный рост – от гуления и лепета ребенок постепенно добирается до отдельных звуков, слогов и слов.

На первых порах он обычно осваивает «рыбий» язык и повторяет одни и те же звуки часто и не к месту. Это и есть процесс обучения.

Этапы доречевого развития детей

Речь базируется на словах. Однако выучить их можно только, если наличествуют другие механизмы: развитый голосовой аппарат, способность к коммуникации, условия для общения.

Различают несколько стадий доречевого развития.

  1. Крики и плач – первые методы младенца привлечь к себе внимание. Здоровый ребенок плачет с «интонацией», в крике можно различить отдельные звука «А» и «Э». Если малыш издает пронзительный монотонный плач, нужно обращаться к специалистам.
  2. Спустя месяц ребенок начинает вслушиваться в речь взрослого, понимает, что обращаются к нему и успокаивается. На 5–8 неделе младенец пытается улыбаться в ответ, после 8 недели улыбка становится настоящей – осознанной. К 9–12 ребенок научается смеяться.
  3. С 6–8 недели, а порой и раньше малыш осваивает гуление. Настоящее или певучее гуление появляется позднее – ко 2–3 месяцу. К 5–6 звуки усложняются и появляются узнаваемые слоги. Обычно ребенок их не произносит, а выпевает. К полугоду малыш начинает издавать повторяющиеся короткие слоги, наподобие, ма-ма-ма. Это лепет.
  4. К 9 месяцам лепет переходит к интонационной речи. Слова, как определители предметов, при этом могут отсутствовать, хотя звуки – слоги, складываются в присущие для родного языка конструкции. Малыш лепечет при обращении к нему, при звучании новых слов. Так же он понимает, что означают некоторые, обращенные к нему фразы, и реагирует.
  5. К году у малыша появляется слова, определяющие предметы: мама, папа, би-би – машинка обычно. Причем объекты ребенок различает не только вживую, но и на картинке, что указывает на развитие абстрактного мышления.

С этого момента голосовой аппарат можно считать полностью подготовленным. Начинается стадия интенсивного понимания речи и накопления словарного запаса.

Как стимулировать речевое развитие

Речь у ребенка начинают стимулировать со дня рождения и даже раньше – напевая колыбельные еще во время беременности. Другие рекомендации таковы:

  • нужно говорить с малышом еще с пеленок. Общение – самый важный элемент развития;
  • при прямом обращении к малышу, нужно давать короткие инструкции, на 1 слово больше, чем говорит ребенок. Вместо «дай» – «дай воды», вместо «гулять» – «пойдем гулять»;
  • обязательно нужно петь;
  • малышу нужно демонстрировать «силу» слова, то есть привязывать речь к действиям. Например, он тянет маму за руку, понуждая встать. Нужно добиться, чтобы он сказал «пойдем», а только потом вставать;
  • речевые зоны стимулирует развитие моторики, как мелкой, так и крупной. С малышом нужно гулять, танцевать, слушать музыку и смотреть картинки;
  • более взрослому ребенку предлагают рассказывать о прогулке, о картинке, описывать игрушки.

Важно заниматься с детьми каждый день, пусть и не долго. Это куда эффективней, чем посвятить им 1 день, перегрузив информацией, а потом оставлять без внимания.

Отклонения при формировании речи

Есть ряд признаков, свидетельствующих о нарушениях в развитии речи. Причем проявляться они могут еще на стадии неречевого развития. Симптомы таковы:

  • отсутствие гуления;
  • нежелание повторять слова;
  • отсутствие интереса к речи взрослых;
  • нарушения темпа речи – остановки, сбивания, ускорения или замедления, никак не связанные с эмоциональной окраской;
  • непонимание смысла слов, случайный набор слов;
  • нежелание контактировать со сверстниками, с новыми людьми в окружении.

 

Витаминный комплекс «Доромарин»

На развитие речи сильно влияет физическое состояние малыша. Если ребенок часто болеет, мало двигается, он не в состоянии проявить интерес к окружению. Помочь здесь может не только консультация врача, но и организация правильного питания.

Витаминный комплекс для детей «Доромарин» на базе бурых морских водорослей – кладезь витаминов, микро- и макроэлементов, необходимых для нормального роста малыша. Препарат включает морской кальций, требуемый для развития скелета и мышц, витамины группы B, PP, A, C, D, E. Так как в состав комплекса входит ламинария, она служит источником цинка, железа, йода. «Доромарин» выступает эффективным средством для предотвращения детской анемии.

В препарат добавляют свежий фруктовый сок, так что бикомплекс вполне по вкусу детям.

Развитие речи у детей – сложный многоэтапный процесс. Главное условие – внимание и любовь взрослых, их желание общаться и играть с ребенком. Только полноценный контакт с родителями, родственниками, другими людьми обеспечивает правильное формирование речи.

Оставьте свой телефон и получите бесплатную консультацию наших специалистов.

Бесплатная консультация

X

Написать в WhatsApp